Пролог
Как известно, Человек Рисующий "переносит" то, что он видит или представляет на лист бумаги. Лист - предмет двухмерный, в отличие от нашего окружения, которое трехмерно. В этом заключается основное противоречие между классическим (проектным, архитектурным, дизайнерским, техническим) рисунком и той реальностью,которую он должен изобразить. Суть противоречия проста: нарисованный на двухмерном листе трехмерный мир на самом деле таковым не является и, ни в малейшей степени не отражает реальную действительность. Более того изобразить правильно трехмерный мир на двухмерной плоскости попросту невозможно. Заявление это может показаться спорным, хотя всему есть объяснение. Я обычно рассказываю студентам "сказочку", которую подхватил у Бориса Раушенбаха. Излагаю своими словами, а поэтому она отличается от оригинала:
Наш мир трехмерен. У каждого предмета есть ширина, глубина и высота. Это является обыденностью, к которой мы привыкли. Труднее осознать, что может существовать четырехмерный мир, хотя бы потому, что мы не имеем ни малейшего представления, что есть четвертое измерение. Гораздо легче вообразить двухмерный или одномерный мир. Можно просто сократить число измерений.
Так вот, представьте себе, двухмерный мир. Это проще проделать, если взять за основу наш мир и удалить в нем одно измерение для каждого предмета. Люди в таком мире должны быть плоскими (двухмерными - мы удалили высоту), кубик тоже должен быть плоским, похожим на наш квадрат, лист бумаги скорее всего превратиться в одномерную линию (минус одного измерение у нашего плоского листа). Ну а теперь осталось представить, как двухмерный художник одномерным карандашом на одномерном листе рисует двухмерный кубик (ака квадратик).Что он может нарисовать? Правильно, только линию.Красиво? Возможно. Похоже на кубик? Для этого художника - да (другого он не знает). А вот для нас, трехмерных, ясно видящих отличие между квадратом и линий - нет.
Эпилог
Напрягите свое воображение и представьте усмешку четырехмерного зрителя, наблюдающего, как в нашем трехмерном мире художник самодовольно рассматривает нарисованный им двухмерный куб.