Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Западная Анатолия. Часть IV. Дидимейон




Если посмотреть на фасад храма Аполлона в Дидимах, сделанный археологами в 1782 году, то он запросто может любого ввести в заблуждение. На первый взгляд - фасад, как фасад. О таком Витрувий сказал бы, что мы смотрим на гигантский десятиколонный ионический гипетр, ну или диптер по крайней мере. Я тоже так думал, пока не спустился в священную рощу Аполлона Любвеобильного - Филесия.

Оракул

Увы, рощи давно нет, и можно только пофантазировать о том времени, когда на этом мощенном каменном пятачке шелестела листва молодых олив, а из-под их корней пробивался источник живительной влаги .

Когда-то сюда под сень деревьев пришла, оплодотворённая Зевсом богиня Лето и родила малютку Аполлона. Шло время, Аполлон подрос, и однажды, вернувшись к месту своего рождения, встретил там симпатичного карийского мальчика-пастуха по имени Бранх. Злые языки рассказывают, что их встреча прошла в теплой и дружественной обстановке. После неё Аполлон стал Филесием и в благодарность за полученное удовольствие наделил Бранха даром видения будущего.

Так в Дидимах в древнейшие времена появился оракул-предсказатель Бранх. Вы не представляете, насколько этот человек был уважаем и как ему верили в древнем мире. Как Гуглу и Википедии сегодня. Оракулы ценились, охранялись и были непогрешимы. Почти идеальный бизнес. Не сомневаюсь, что он передавался по наследству во многих поколениях Бранхидов и маленькие оракулята сызмальства учились зарабатывать на жизнь, как их оракул-папа.

Методов безбедного существования у древнегреческих предсказателей было немало. К примеру, додонский оракул от Зевса имел безупречный слух и переводил шелест листьев священного дуба на древнегреческий. Сразу вспоминается известный анекдот про волка, лису и знание иностранных языков. Рассказывают, что слух додонского предсказателя прорезался после испития чем-то обогащенных вод из источника в корнях дуба. Возможно он догонял покуриванием листиков тоже дуба. Дельфийская пифия от Аполлона для вдохновения тоже жевала листики, пила из источника и вдыхала его испарения. Надо полагать дидимейскому оракулу, обладавшему эксклюзивными божественными правами на источник в священной роще Аполлона тоже было, что испить перед получением откровений свыше.

Как правило, место, в котором оракул "черпал" своё вдохновение тщательно охранялось от посторонних глаз. Пифии, потомки Бранха и прочие предсказатели скрывали свои секреты в изолированных помещениях - адитонах, вход в которые был позволителен только оракулу и жрецам, да и то не всем. Где-то там под полом адитона журчали источники и струились газы.


Сукка


Святилище

Самый первый адитон Бранха, вероятно был похож на иудейскую сукку - четыре опоры и навес из ветвей или шкур животных. Можно предположить, что с древних времен его пытались всеми силами защитить от чужих, и конечно же огораживали деревянным забором. А далее, как это положено в архитектуре Древней Греции, навес сначала сменился мегароном, затем чем-то наподобие храма в антах. Логично предположить, что постоянно сгоравший и подгнивающий забор был заменен стеной из сырцовых кирпичей или блоков. Скорее всего и у неё была незавидная судьба - стена постоянно оплывала в потоках зимних ливней. Настойчивые дидимяне отстраивали её заново, добавляли слои вверх, вширь и даже пытались забутовывать камнями для крепости. Так что в конечном счёте стена превратилась в высокий земляной вал.

Как развивалась история архитектуры в подобных ситуациях мы прекрасно знаем, тут и фантазировать незачем. В Вавилоне оплывшие основания храмов подравнивали, обмазывали битумом для будущей сохранности и на таком искусственном плато возводили еще несколько каменных террас. Получался зиккурат. Например такой, как легендарная Вавилонская башня.

Зиккурат Этеменанки


Египтяне были более терпеливы и раз за разом после каждого нетривиального разлива Нила возводили всё заново. Но и их терпение лопнуло, и тогда самые важные для любящего египетского сердца сооружения - храмы и дворцы фараонов они сначали строить из камня. Результат налицо. Смотрите, в Фивах все глинобитные сооружения остались только в памяти истории, а руины каменных строений стоят по сей день.



А что Дидимяне? В определенный момент истории они также решили отгородить адитон Аполлона каменной оградой. Убирать или разравнивать земляной вал вокруг священной рощи было некуда. Поэтому его тщательно утрамбовали, обложили каменными блоками и превратили в семиуступчатый стереобат. На его верхней площадке - стилобате возвели периметральную стену и дополнили её снаружи одним или двумя рядами колонн. Точнее мы не знаем. Этот вариант ограды не сохранился. Её в бурно-историческом пятом веке прошлой эры снесли персы, попутно разграбив адитон и выгнав бранхидов в далекое изгнание.

Но свято место... В следующем веке рощу Аполлона прибирает к рукам соседний Милет. Он назначет своего оракула и отправляет своего архитектора Дафниса на восстановление разрушенной каменной ограды. Желающие внести свою лепту эфесцы в помощь Дафнису делегируют самого Пеония - автора легендарного, связанного с именем Герострата, храма Артемиды Эфесской - одного из семи чудес света согласно мнению Геродота.

Эти два монстра ионийской архитектуры задумывают переплюнуть Карнак, Самос и даже сам Эфес. Предполагается 120 двадцатиметровых ионических колонн! Для каждой из них необходимо выточить порядка двадцати многотонных элементов, собрать их и каннелюрировать. Причем верхняя и нижняя часть колонн - ионическая капитель и в особенности малоазийская ионийская база - представляют собой многотрудную скульптурную работу.

Капитель и база ионического ордера Дидимейона http://eng.travelogues.gr/item.php?view=36847 http://eng.travelogues.gr/item.php?view=36845

Результат оказался непредвиденный, но закономерный - множество поколений строителей святилища Аполлона за 600 лет непрерывного творчества так и не сумели завершить реализацию замыслов Дафниса-Пеония. Потом надвинулись темные византийские века, за ними пришли сельджуки, далее османы... Дидимейон оброс мазанками и почти сровнялся с землёй.

Сельджуки (для масштаба) в Дидимейоне на капители пилясты внутреннего двора http://eng.travelogues.gr/item.php?view=36841


Руины Дидимейона в 19 веке http://eng.travelogues.gr/item.php?view=54640

Вернул его к жизни археологический бум XVIII века, в результате которого какая-то часть святилища оказалась в крупнейших музеях Европы. Но в процессе растаскивания чужих ценностей немцы-англичане таки очистили Дидимейон, и сейчас, по моему мнению, это живописнейшее место стало архитектурно-историческим объектом номер один в Западной Анатолии.

Храм?

Графическая реконструкция Дидимейона, сделанная Г.Ниманном в 1912 году. Таким он мог быть в момент прекращения строительства.


Осталось рассказать, как устроено святилище Аполлона в Дидимах и почему я в его отношении упорно избегаю слова "храм". Не буду спорить. Если по Витрувию святилище Аполлона Дидимейского - гипетральный храм, пусть так и будет. Но Витрувий никогда его не видел, в отличие от меня.

Вот определение гипетра от Витрувия: "У гипетра же по десяти колонн и с передней и с задней стороны храма. Все остальное у него то же самое, как и у диптера, но во внутренней его части находятся два яруса колонн, отделенные круговым проходом от стен, как портики перистилей. Средина у гипетра — под открытым небом, без крыши. Вход в него — через двери с обеих сторон, и в предхрамии и с задней стороны храма. "



А теперь посмотрите на продольный разрез святилища Аполлона в Дидимах. Как видите, в нем попросту отсутствуют элементы интерьера традиционного храма. Точнее сказать храм есть, но это тот самый адитон, что стоит в центре бывшей рощи над священным источником. В эллинистическом варианте он превратился в четырехколонный
ионический простиль. Кроме колодца с водой священного источника в нем стояла статуя обнаженного Аполлона Филесия работы Канаха Старшего (6 в. до н. э.)

Структура святилища довольно проста. Оно представляет собой прямоугольный ступенчатый холм с десятиметровым углублением в середине. По периметру углубления высится 25-ти метровая стена, укрепленная прямоугольными пилястрами. Стена разрывается только с восточной стороны. Тут расположена колоннада парадного входа, который выполнял скорее презентативные функции. Реальные входы - два протяженных наклонных дромоса в углах пронаоса. По ним можно спуститься прямиком в "рощу Аполлона". С наружной стороны стены святилища спрятаны за двумя рядами ионических колонн. Над пространством , расположенном сразу за пронаосом, вероятно располагалось помещение с административными функциями. О его наличии говорят останки двух лестниц, примыкающих к внешним стенам.



Ордер пилястр внутреннего двора http://eng.travelogues.gr/item.php?view=44528


На мой взгляд такая структура никак не является храмом. Но если кому-то из вас нравится называть Дидимайон так, называйте, я не против.

Фотоотчет

Теперь можно перейти к фотообзору , сделанному нами в июне прошлого года. Он состоит из двух частей. В первой части мы прогуляемся вокруг сооружения и по его стилобату. Во второй части спустимся через дромос в Священную рощу и посмотрим, что сохранилось через 2000 лет после возведения Дидимейона.

Вид с северо-восточного угла.



Фрагмент ионической капители с кеноном в качестве масштабного элемента.



Овы в обработке вала карниза.



Лестница подъема на стереобат - восточный фасад.



Балюстра ионической капители.



Портик южного фасада



Колоннада восточного портика



Фрагмент базы ионической колонны



Фрагмент базы анта



Колоннада восточного портика



Колоннада восточного портика



База ионической колонны



Фрагмент базы ионической колонны




Портик северного фасада


Близняшки - единственные сохранившиеся в вертикальном положении каннелюрированные колонны. Есть еще одна, но без каннелюр




Ступени стереобата на северном фасаде


Склад археологических запчастей с туристкой в качестве стаффажа.



Портик северного фасада



Портик северного фасада



Стилобат южного фасада



Стилобат южного фасада



Фрагмент вала анта со стороны южного фасада



Не собранные колонны на западном фасаде







Обошли полный круг и возвращаемся ко входу в Дидимейон. Стаффаж на колонне.



Проход в левый дромос.



Дромос



Дромос со стаффажем.



Выход из дромоса во внутренний двор.





Западная часть двора с руинами адитона.



Вид в направлении парадного спуска в Священную рощу. Справа и слева в углах видны выходы из дромосов.



Капитель пилястры



Фрагмент капители пилястры



Вид северной стены с капителями пилястр около неё



Лестница спуска в рощу





Вид на близняшек со двора



Исследователь греческой античности на ступенях Дидимейона



Вид двора с верхней части западной стены



Честно говоря, забираться на эту стену запрещено. Но очень хотелось охватить все единым взглядом.





Спасибо!

Западная Анатолия. Часть III. Приена

Сфарад - Спарду - Сардис - Сарды

Западная Анатолия. Часть II. Милетский залив

Западная Анатолия. Часть I ...берег турецкий?

Tags: Античность, Архи-Сказки, Греция - Greece, Турция - Turkey
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments