Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Три ипостаси Джулио Романо




Джулио Романо - персонаж конца эпохи итальянского Ренессанса. Мастер, стоящий за спиной великого Рафаэля. В его тени он создал себя, в его тени он остался в истории искусств. В наших студенческих учебниках его было явно недостаточно. Такая мысль появляется буквально в тот момент, когда пересекаешь порог Палаццо дель Тэ в Мантуе. Дворец потрясает. Джулио Романо в нём триедин - он архитектор, декоратор и художник в одном лице. Именно тут он ставит крест на ренессансе и начинает феерическую эпоху маньеризма.


Это было пафосное введение. Теперь - о палаццо. И хотя фотографии, как известно, мало отражают реальность, возможно вам удастся разделить мои восторги.


Планировочная структура дворца проста, понятна и (чуть не сказал "примитивна") лаконична. Симметричная композиция: квадратный корпус с анфиладной планировкой, внутренний двор, рыбный пруд, мост, переброшенный в партерный сад и полукруглый курдонер галереи в завершении оси.




Первый шок ждет вас сразу на входе. В небольшом вестибюле стоят четыре неожиданные колонны. Как модно говорить сейчас "Внезапно...!" Внезапно тосканский ордер этих колонн. Долго искал подходящее слово. Архитектор "раздирает" канонический ордер необработанным стволом колонны. Это дико, основательно, смело и красиво.













Патио или внутренний двор (называйте как хотите) - почти совершенный постмодерн конца 20 века. Неприкрытая театральность внутренних фасадов демонстрирует основной тезис маньеризма в архитектуре - много ненужного, но гармонично! Антаблемент с комично провисающими осевыми триглифами, большой ордер неконструктивных пилястр, утрированно выпуклый руст и при этом - идеально сбалансированная фронтальная композиция.










Следующим на оси дворца оказывается портик выхода в сад - архитектурный шедевр от Джулио Романо. Массивнейшая аркада сразу под квадратным импостом распадается на квадригу римско-дорических колонн. Эта великолепная четверка стал символом палаццо Тэ, архитектуры Джулио Романо и вообще Позднего Ренессанса. Поверьте, под этими арками на вас сходит благодать идеального архитектурного масштаба.
























Сад дворца стерилен чрезмерно, и открывает не менее стерильные видовые горизонты по всем осям.













В интерьерах дворца почти все акценты смещены на потолки. Там царство фресок от Романо и его учеников. Прежде всего квадратный угловой Зал Гигантов. Архитектор начисто отменяет декор этого зала. Тут нет ничего, что подошло бы под определение "архитектурная деталь". Стены и потолок этого зала подготовлены быть исключительно живописным полотном, на котором движение гигантских фигур разрушает виртуальное пространство с купольной ротондой в небесах.

Жаль, фотографировать в зале запрещено. Поэтому к подпольно снятому куполу я добавил еще пару найденных в сети фот.






И по традиции бонус для дочитавших до этого места - разрозненные фрагменты росписей стен и потолков Палаццо дель Тэ. Это рука Джулио Романо, коллеги.






















Tags: Джулио Романо -Giulio Romano, Италия - Italy, Маньеризм, Ренессанс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →