Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Gerasa VIII. Ода одеону

Пять лет назад наш дорогой друг и коллега Ирочка Лихтенберг (ז"ל) спровоцировала нас сгонять на три дня в Иорданию с igor_torickИгорем Ториком. Вдохновила и организовала спецмаршрут. Это были незабываемые дни в прекрасной компании, проведенные в чарующих местах. Со всем, что я там увидел, я начал вас знакомить в серии постов с тэгом "Иордания". А потом случилось страшное - мы потеряли Иру. Два года про Иорданию писать не мог, смотрел на фотографии и в горле накатывался ком. Но видимо нужно продолжить. Пусть это будет память об Ире.


Ода одеону



Это не театр, тут не было драм и мистерий, тут не плясали сатиры. Тут декламировали оды.

Представьте себе, как в центре орхестры на одном из кругов с перекрестьем, подобрав левой рукой белую спадающую тунику и подняв вторую руку в творческом порыве стоял Квинт Гораций Флакк. Около 1000 развалившихся на ступенях театрона зрителей внимали его новой оде:

Славный внук, Меценат, праотцев царственных,
О отрада моя, честь и прибежище!
Есть такие, кому высшее счастие
Пыль арены дает в беге увертливом

Раскаленных колес: пальма победная
Их возносит к богам, мира властителям.
Есть другие, кому любо избранником
Быть квиритов толпы, пылкой и ветреной.

Представили? Не знаю, как вы, а я бы задремал после второй строфы, несмотря жесткость сидений. Поэтому со временем римско-греческие стихотворцы стали напевать свои оды под аккомпанимент лютни. Это всем понравилось. Поющих стихотворцев назвали античными бардами, а их античные бардовские песни - одами. Но самое главное - античному клубу бардовской песни не пришлось ёжиться вокруг костров черте-где на песенных фестивалях. Для их од построили одеоны.


Одеон в Герасе

Его иногда называют Северным Театром, иногда Булевтерием. Но он не то, ни другое. Он герасский одеон. У него очень крутой угол театрона (сидений), совсем небольшая орхестра, узкий проскений, а скена попросту отсутствует. Посмотрите на фотографию ниже. Скена этого одеона превратилась в узкий корридор, отделяющий проскений от галереи парадного входа со стороны Декумануса. А сама скена - просто вестибюль одеона. В него входили с Декумануса и поднимались на ступени театрона. Вот собственно и вся структура Одеона.

Можно добавить, что часто в литературе в качестве принципиальной разницы между театром и одеоном кроме размеров отмечают наличие крыши. К сожалению никаких признаков её наличия в Герасе я не заметил. Но суть же не в крыше, вы же поняли!? Суть в оде!


















Эту фотографию сделала Ира.


Архи-термины:

акант амфипростиль аркбутан архивольт архитрав Атеней балюстра бусы волюта гипотрахелион+1 дорический ордер замковый камень ионик ионический ордер истинная арка каннелюра+1+2+3 крестовый свод кора кариатида капитель+1+2 колонна контрфорс кронштейн+1+2 консоль киматий каблучок коринфский ордер лемех ложечка ложная арка модульон нервюра+1 неф+1 ов облом одеон пилястра+1 плинт полка пинакль простиль розетта сима слезник стиль стилус свод средокрестие столб трансепт фиал+1 четвертной вал число каннелюр эхин


Tags: Античность, Архи-Сказки, Архи-Термины, Гераса - Gerasa, Друзья, Иордания - Jordan
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments