Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

про архитектурные скрепы

Попалось мне с утра на глаза учебное пособие "АРХИТЕКТУРНЫЙ РИСУНОК. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ". Выпущено оно в 2008 году для студентов-архитекторов в Казанском государственном архитектурно-строительном университете. Много статей от авторов из различных архитектурных школ России.

Архитектурный рисунок я преподаю с середины 80-х, мне эта тема крайне интересна. Поэтому зачитался... пока не дошел до фразы "ценою всего курса изобразительных дисциплин изучаемых в течение восьми семестров, прежде всего, является воспитание чувства, мировоззрения патриота". Тут я решил всё-таки сделать перерыв на обед. Хотя боюсь после всех премудростей в статье профессора из Новосибирска, процесс переваривания я себе испортил. А вы пока почитайте!

Интересно, кто-то вообще читал этот опус, кроме редактора? Про корректора молчу, его тут не было.

----------------------------------------------------------------------------------

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА ДИСЦИПЛИНАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА КАФЕДРЕ РИСУНКА, ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЫ

Зав. каф. профессор В.П. Токарев

Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия

Искусство – важнейшее средство идейного воспитания, формирования патриотического чувства. Осуществляя эту функцию, оно взаимодействует с другими формами общественного сознания. Искусство как орудие идейного воспитания общества пропагандирует политические, нравственные, эстетические, философские и другие идеи, распространяет, защищает, утверждает эти идеи в особых формах.

Искусство, как известно, существует в форме конкретных видов – графики, живописи, скульптуры т.д. Образ создаваемый художником, должен воплотиться в определенном произведении искусства, доступном нашим чувствам и мыслям. Только при этом условии художественный замысел станет реальностью. Художники творящие в различных видах искусства пользуются различными воплощениями своих представлений о действительности. Так, в изобразительных видах искусства эстетическое воплощение действительности раскрывается в зрительном восприятии образах. Они изображают события.

Архитектурное сооружение вовсе не повествует о каких-либо конкретных событиях, совершаемых при определенных обстоятельствах определенными людьми. Вместе с тем художественное, воспитательное значение архитектуры бесспорно. Отражение всего уклада и строя жизни общества, воплощение идеи, духа времени осуществляется в архитектуре, как виде искусства, непосредственно связанном с удовлетворением материальных нужд общества, обеспечении нормальных условий труда, быта, общественной жизни человека, с исключительной силой и убедительностью.

Таким образом, виды искусства, выражая одни и те чувства, формируют мировоззрение, отображая одну и ту же действительность, развивают чувства молодого человека, вместе с тем, как бы дополняя друг друга благодаря своеобразию художественных возможностей каждого.

Сущность современного сознания является формирующееся мировоззрение, чувства, молодого человека. Она лежит в основе человеческих отношений человека к действительности, определяет принципы и ориентацию, поведение и деятельность. Поэтому, сегодня чрезвычайно актуальным является формирование патриотического чувства. Известно, что оно формируется всем укладом нашей жизни. Однако важнейшее место здесь принадлежит целенаправленной воспитательной работе, в которой большое значение имеют выше отмеченные виды изобразительных дисциплин, которые изучаются в на кафедре рисунка, живописи и скульптуры.

Воспитание обостренной художественной интуиции у будущего художника или архитектора имеют важное значение это задача, которая в значительной степени лежит на преподавателях изобразительных дисциплин.

Теоретическими основами дисциплин изобразительного искусства: «рисунок, живопись, скульптура» является отображение реально существующего окружающего нас мира в художественной форме. Национальная точка зрения русской художественной школы является неотъемлемой от творческого реалистического метода. Реализм борясь за утверждение эстетических идеалов, обеспечивает правдивое, исторически-конкретное отображение действительности. Реализм требует от художника глубокого проникновения в действительности, подлинного мастерства, высокого уровня художественности.

Таким образом, ценою всего курса изобразительных дисциплин изучаемых в течение восьми семестров, прежде всего, является воспитание чувства, мировоззрения патриота, обучение методу реализма, традициям русского реалистического искусства, формирование зодчего нашего, нового времени.

Формирование патриотического чувства у студентов на кафедре рисунка – это не только процесс познания, освоения реальной действительности практикой рисунка, живописи и скульптуры, а главным образом конкретной деятельностью – активностью личности основанной на знании, умении, его одаренности. Взаимосвязь изобразительных дисциплин, а точнее, сумма всех изучаемых дисциплин, дает такой сплав художественной практики, эстетического отношения к действительности, что вырабатывает активную жизненную позицию, глубже расширяет духовный горизонт студента, помогает определить свое место в той жизни, в которой он живет.

Формирование патриотизма дисциплинами на кафедре осуществляется по двум направлениям – через практическое, художественное познание действительности и через художественное творчество студентов, в результате – эффективная подготовка формирования патриотического чувства вышеуказанными средствами.

Известно, если студент недостаточно подготовлен в художественном отношении, то нельзя надеяться на то, что глубоко выразит свои чувства, убеждения. Исходя из этих наблюдений в своей практике, кафедра опирается на четыре метода формирования, воспитания патриотизма: - это воспитание на архитектурных памятниках в процессе освоения и изучения в период летних практик по рисунку и живописи; метод художественного освоения окружающей действительности через практику студентов в период выполнения творческих заданий; через художественное воплощение идеи и метод разработки тематических заданий по монументально - декоративной живописи.

Во все времена строительства архитектурные памятники имеют большое идейно-воспитательное значение. Красота родного города, улицы, дома, села возбуждает патриотические чувства у рисующего студента тот или иной объект, способствует воспитанию нравственных идеалов и убеждений, стимулирует творческий труд. Глубокое эмоциональное чувство проявляется у работающего студента над полноценным архитектурным памятником или мемориалом посвященных героике прошлых лет или нашего времени.

Студента учат глубоко проникать в систему мышления художника или зодчества и вскрывать смысл основных понятий и концепций в связи с художественной и архитектурно-строительной практикой своего времени. Воспитание уважения к глубокой древности не должно обернуться равнодушием к своему времени, о чем говорят студентам еще на лекциях по истории архитектуры и искусства. Восхищаясь самобытными художественными и техническими приемами зодчих, студенты начинают ценить удачные решения насущных проблем. Познавая архитектурное наследие, они открывают для себя не только красоту и технические достоинства сооружения, но и оправданность конкретных архитектурных форм и приемов на каждом конкретном историческом этапе. Все эти познания переходят в личные чувства, убеждения и понятия.

Второе направление формируется через художественное творчество. Если обратимся к требованию воспитания патриотического чувства студентов, занимающихся художественным творчеством, то заметим, что в этом плане надо идти от следствия к причине. Чтобы добиться утверждения в сознании студентов какого-либо зафиксированного убеждения, ставится такая задача перед ними, художественное воспроизведение действительности, рисуя которую студент неизбежно приходил бы к тем убеждениям, которых требует данная поставленная задача.

Например, по учебной программе, начиная с третьего семестра по восьмой включительно, выдается задание по монументально-декоративной живописи. Тематика заданий и их идейная направленность определяется событиями сегодняшнего дня нашей страны, международной обстановкой, решением актуальных научных проблем, темы связанные с знаменательными датами и т.д., которые выполняются в разной технике и материалах. Таким образом, принцип формирования патриотического чувства в процессе художественного творчества формируется в принципе идейной направленности и художественного творчества при выполнении задания или выдается задание по монументально-декоративному искусству – тема: «Новосибирск – город будущего» на 8 семестр. В этом задании должны быть сконцентрированы и отражены знания и навыки, полученные в процессе обучения по архитектурно-художественному оформлению интерьера, экстерьера. Основное внимание в задании уделено его идейно-смысловому содержанию и композиции навеянными патриотическими чувствами.

Таким образом, в данном случае наблюдаем один из случаев, методов формирования патриотического чувства через чувства студента, художественное воплощение идеи. Смысл метода состоит в том, что студент по определенной заданной идее создает собственный художественный образ, а чтобы создать его, нужно обосновать заданную идею, пережить ее, сделать ее своим взглядом, убеждением.

При выполнении таких заданий выработка личных убеждений и воспитания чувства достигается быстрее, и они становятся более прочными, так как творческий процесс захватывает студента полнее и глубже, чем процесс художественного познания.

Кроме практического освоения действительности используется изучение произведений искусства, как иллюстративного материала при беседах, лекциях, так и при посещении художественных выставок. Особенностью этого пути является то, что при изучении произведения искусства, стремление добиться не простого созерцания художественного образа, а умело вскрыть содержащиеся в нем взгляды, делать их выпуклыми и обоснованными, чтобы любой студент мог положительно оценить и понять качество своих убеждений, или противопоставить их своим взглядам и убеждениям. Это дает возможность, затем, самостоятельно изучать и воспринимать произведения искусства и посредством их формировать собственные убеждения. В этом случае, влияние искусства на формирование патриотических чувств осуществляется через взгляды художника, выраженные в художественном образе, через усвоение их идейного содержания, через эмоциональное восприятие изображенного художником, через восприятие произведения в единстве его содержания и формы.

Следующий путь в работе по формированию патриотических чувств – это всемирное развитие творческих, художественных особенностей дарования студентов. Создание для них условий и предпосылок, чтобы они сами в процессе самостоятельного художественного творчества выдвигали патриотические идеи, сами бы их превращали в свои взгляды и убеждения.

При выполнении таких заданий выработка личных убеждений и воспитание патриотического чувства достигается быстрее, и они становятся более прочными, так как творческий процесс захватывает студента полнее и глубже, чем процесс художественного познания.

Кроме всего используется и метод тематического творческого задания, который однотипен с методом художественного воплощения идеи. В отличие от первого, он представляет студенту большую широту и свободу выбора. Студентам предлагается тема и необходимость ее раскрытия в своем произведении. При этом не определяется однозначно конкретная идея, которая должна лечь в основу того или другого художественного образа. Это должен создать сам студент. Преподаватель лишь формирует проблему. Он также не определяет и стилевые, выразительные особенности, которые должны будут использовать студенты. Преподавателю важно, чтобы тема была принята и находила свою реализацию в их творчестве. Такой процесс больше соответствует творческой самостоятельности, а следовательно, и активности мысли. Сердца, что естественно, способствует более прочной выработке своих взглядов, чувств, на созданные темой явления и закрепления их в своих чувствах и взглядах.

Мы рассмотрели некоторые методы формирования патриотических чувств, взглядов, убеждений дисциплинами изобразительного искусства на кафедре рисунка, живописи и скульптуры НГАХА. Надо полагать, что их много, мы остановились только на тех, которые по нашему убеждению, являются наиболее типичными и употребительными в наших условиях.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments