Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Каркасный арт-деко

Arch. Antuan Tabet 1936-1937 | 18-26 Radak St. | Haifa | Israel


В сети крайне мало информации о личности этого архитектора, в том числе на русском языке. Это странно, поскольку в 1968 году в серии книг "Мастера архитектуры" о нём вышла отдельная книжка. У меня её нет, поэтому обойдусь информацией БСЭ:

Табет Антуан Жорж (Табит Антун) (13.6.1907, Бхамдун, Ливан, — 16.5. 1964, Москва), ливанский архитектор и общественный деятель, публицист. Родился в семье деревенского кузнеца. Окончил Высшую инженерную школу в Бейруте (1927) и АХ в Париже, где учился у О. Перре. В своих постройках [«Колледж мудрости» в Бейруте, 1938, группа жилых домов в Хазмии (район Бейрута), 1960, см. илл.] Т. исходил из принципов современной европейской архитектуры, претворяя их с учётом ливанских климатических условий. Участвовал в организации созыва (май 1939) в Бейруте Антифашистского конгресса, на котором была создана Лига борьбы с фашизмом и нацизмом. Один из основателей (1941) журнала «Тарик», награжденного в 1950 Золотой медалью Мира. В 1946—48 председатель Ливанского общества друзей СССР. С 1949 председатель Ливанского национального совета мира, с 1950 член Президиума Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1961).

Вот такая интересная биография. Для нас самое примечательное в ней - учеба у Огюста Перре - пионера бетонного арт-деко в Париже. Того самого Перре, у которого начинал путь Ле Корбюзье, и наконец, у того Перре, который вместе с братьями и учениками застроил послевоенный Гавр превосходным каркасным арт-деко (с), за что центральная часть Гавра объявлена ЮНЕСКО памятником всемирного наследия.

О Гавре и каркасном арт-деко я вспомнил не просто так. Архитектура именно этого города с графической прорисовкой конструкций на фасадах пришла мне в голову, когда я впервые увидел жилой квартал, построенный Антуаном Табетом в Хайфе. Смотреть я его пошел с подачи Саши alldubinа, и был в очередной раз приятно удивлен стилистическим разнообразием нашего города.



Каркасный арт-деко от Антуана Табета в Хайфе


Насколько я понял, в начале 30-х годов прошлого века Антуан Табет, проживавший тогда в Бейруте, был приглашен владельцем участка земли в Хайфе Raja Rais построить квартал жилых домов для инженеров нефтеперерабатывающих заводов. На этой земле Табет построил семь двух-трехэтажных зданий. По некоторым позициям их архитектура оказалось для Хайфы, а может быть и для Израиля пионерной.

В первую очередь, конечно же, речь идет о стилистике зданий. Вполне понятно, что Табет в архитектуре продолжил линию развития каркасного арт-деко, который он впитал в школе своего учителя, и который пропагандировал не раз в своих сооружениях в Ливане. На фасадах появились вертикальные пилястры и горизонтальные полки, выявляющие конструктивную и функциональную логику здания. Второй характерный элемент стилистики Табета - консольные козырьки, подчеркивающие уровень террас крыш и выступающие от фасада здания на 110 сантиметров. Этот элемент придал традиционному каркасному арт-деко Перре налет воздушности средиземноморской архитектуры и объединил все здания одной композиционной линией. Кроме этого архитектор был, конечно же, в курсе строящегося примерно в те же годы на Адаре хайфского баухауза с его визитной карточкой - консольным скругленным балконом. Этот элемент в дополнение к полуцилиндрическим объемам поставил точку в стилистической гармонии новой Хайфы и архитектуры Антуана Табета.

Все семь зданий в "квартале Табета" имеют бетонный каркас с заполнением бетонными блоками. Я не уверен, что прав, но мне кажется, это одно из первых использований блочных конструкций в Хайфе. Причем Табет не скрывает блоки внешней штукатуркой, что дополнительно выделяет его сооружения в ряду хайфской архитектуры 30-х годов. Позади городских котеджей в глубине квартала Табет строит первый и единственый в Хайфе секционный трехэтажный жилой дом с встроенными гаражами. 

Теперь давайте посмотрим на эти здания в их современном состоянии. Все они в той или иной степени пострадали от перестроек. Причем один из них настолько , что опознать в нём архитектуру Табета весьма проблематично. Но на сайте инженерного управления муниципалитета нашлись чертежи некоторых зданий, поэтому у нас есть возможность представить, как это выглядело в 1936-1937 годах.


Ул Радак 18





















Ул Радак 20





















Ул Радак 22

Примерно через пять лет после возведения вместо верхней террасы здания на крыше бвл добавлен еще один этаж. Он и сейчас торчит на здании белой вороной.







Ул Радак 20-22 (трехсекционный жилой дом)

Здание перенесло довольно много перестроек. Появились новые входы, навесы, бывший гараж превратился в складские помещения и частично в жилую площаль.
































Ул Радак 24









Ул Радак 26

Этому зданию сильно не повезло с перестроенным угловым фасадом.


















Но больше всего не повезло зданию, стоящему по улице Ицхак Садэ. Он обзавелся рюшечками, балясинами и каменной отделкой от народных мастеров из окрестных арабских деревень. Опознать в нем архитектуру Антуана Табета почти невозможно.

На этой фотографии "переотделанный дом" справа. Слева дом номер 26. Может е сравнить, например, балконы.









Tags: Архи-Факты, Из истории ХХ века, Израиль - Israel, Старая Хайфа - old haifa, Хайфа - Haifa
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments