Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Венеция. Сан-Марко в перспективе.

Моя любимая площадь.

Впервые я попал на нее на лекции по истории градостроительного искусства, как мне кажется, на третьем курсе. Все было очень буднично. Профессор показал несколько черно-белых слайдов. Тут Базилика и Палаццо Дожей, там Новые и Старые Прокурации, Библиотека, Кампанила, Лоджетта... За ними следовала сухая геометрия плана, разбавленная замечаниями об эффектах зрительного восприятия его трапециевидного пространства. Надо сказать, что геометрия вообще и начерталка в частности были моей любимой темой, а потому я немедленно влюбился в Сан Марко, как прежде влюблялся в трапеции афинского Акрополя и Агоры в Ассосе.

Во-второй раз я попал на Сан Марко третьего сентября двухтысячного года ровно в 21:00 - в тот самый момент, когда закатная тишина прерывается вибрирующим колокольным перезвоном. Ноги подкашивались после трамвайно-пешеходного забега из Местре. Мы сидели на еще не остывших камнях мостовой и под классический аккомпанимент ближайшего струнного оркестра обсуждали ... трапециевидную геометрию знаменитой площади






В двух словах.

Площадь получилась почти сама-собой.

Первыми в девятом веке начинают строиться дворец венецианских дожей и его Базилика святого Марка. По счастливой случайности их планы следуют линиям одной ортогональной сетки. Через двести лет поблизости от палаццо параллельно береговой линии устанавливают колонны Марка и Теодора. Их ось уже несколько расходится с сеткой палаццо-базилики. Но очень скоро ситуацию усугубляет здание Старых Прокураций, фасад которого режет площадь перед базиликой под заметно резким углом.

Следующий этап развития площади традиционно связывают с именем Якопо Сансовино, который в в процессе возведения библиотеки Марчианы вновь придерживается береговой линии и тем самым задает новую ортогональную планировочную сетку. Она оказывается настолько удачной, что в последующие столетия поддерживается углом Новых Прокураций, по сути, завершивших композицию площади. В итоге Венеция получила две трапециевидные площади Сан-Марко и Пьяцетту, разделенные Кампанилой-Лоджеттой.

"Ну и что?"- скажете вы? А то, что в градостроительном искусстве трапециевидные площади - объект архитектурно-исторических фантазий. Вот, например, удачно нашлась в сети картинка Агоры в Ассосе (Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971). Даже с графическими пояснениями.

Если смотреть на Агору со стороны пропилей, перспектива "разбегается", и стоящий в напротив храм кажется более отдаленным, чем он есть на самом деле, а потому крупнее своих реальных размеров. И наоборот, если стоять у храма, перспективные линии площади сходятся, зрительно её удлиняя. Называется это - оптические поправки! Я сильно сомневаюсь, что строители обеих длинных стой на Агоре думали о поправках. Хотя... с чем черт не шутит, существуют же задокументированные курватуры Парфенона?!

На Сан Марко мы наблюдаем тот же эффект. От Базилики площадь представляется стройно-удлиненной. А с противоположной стороны она сильно расходится, как бы освобождая пространство для лицезрения собора. Я попробовал графически проверить, насколько правы учебники, рассказывающие об этом эффекте. Результат, конечно интересный, но несколько не тот, что я ожидал.



Чтобы не специалистам было понятны дальнейшие манипуляции, начнем сверху. Это Сан Марко и Пьяцетта с птичьего полета.


Тут я отметил синими линиями границы трапециевидных площадей. Зеленые прямоугольники показывают разницу в геометрии с трапециями.



А так могли бы выглядеть наши площади, будь они прямоугольными. Я сделал один из возможных вариантов трансформации площадей - развернул Прокурации параллельно друг-другу и фасад Палаццо Дожей параллельно фасаду библиотеки. Ниже та же картинка, но без прямоугольников.


Сверху эффект, конечно же непонятен. Давайте "спустимся на землю", на уровень площадей.



Это реально существующая ситуация - самый известный вид на Базилику и Кампанилу. Ниже - он же с плоскостью горизонта и перспективными точками схода. Точки "разбегаются" вместе с раскрытием трапеции.

А теперь повороты. На первом я развернул фасад Старых Прокураций параллельно Новым. Как видите, в результате часть Базилики справа исчезла за Часовой Башней.




На второй я повернул фасад Новых Прокураций вместе с Кампанилой. Базилика обрезалась справа. Стал ли Собор визуально меньше, судить вам.


Теперь вид от Базилики в сторону Прокураций.




Точки схода перехлестываются вследствие схождения трапеции.


Тут я их объединил и повернул фасад Старых Прокураций вокруг оси дальнего правого угла площади.


Как видите, площадь стала уже и визуально короче.


А тут я повернул фасад Старых Прокураций вокруг оси Часовой Башни.Площадь сократилась еще больше и потеряла свою направленность.


Теперь Пьяцетта. Тут я проделал почти те же манипуляции. Полученный эффект слабее. Это понятно Пьяцетта меньше Сан Марко и схождение сторон ее трапеции минорное.


Геометрия площади.


Объединение точек схода и ниже трансформация со стороны Палаццо Дожей.


Менее всего геометрия Пьяцетты и трансформации видны со стороны Большого Канала.




Деформация справа.


Деформация слева.





На этом пока все. Но только пока, поскольку Сан Марко - бездонный источник разнообразных ситуаций. Будет время, обработаю остальные фотографии и покажу их вам.

Tags: 100, Архи-Сказки, Италия - Italy
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments