Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Лавра Саввы Освященного

Про этот один из древнейших на земле христианских монастырей написано-перенаписано. Поэтому вряд ли я добавлю что-то новое. Но тем, кто о нем всё-таки не слышал, полагаю будет интересно посмотреть на мои фотографии.

Попасть в Мар Сабу, так называется лавра на арабском, я планирую уже многие годы, но всё была не судьба. Дело в том, что монастырь расположен в Иудейской пустыне в отроге огромного глубокого ущелья, по дну которого протекает речка Кедрон. Кедронское ущелье делит местные горы на "наши и не наши". При этом монастырь находится на территории автономии, так что с той стороны добраться к нему с израильским паспортом проблематично. Остаются два варианта - пешком от ближайшей автостоянки, а это 20 км по пересеченной местности, или на джипах. В конце-концов я выбрал джипы и, кажется, не прогадал. На них мы добрались до спуска в ущелье, а дальше пошли пешком!

3 Первое впечатление и первые 10 минут, конечно же, несравнимы ни с чем. Сначала хочется фотографировать, потом просто сидеть, смотреть, дышать. И непонятно что производит большее впечатление, полутора тысячелетний возраст монастыря, его внешний вид, окрестные горы, нереальный масштаб происходящего вокруг или все вместе.

6 Через минут 20 начался спуск в ущелье. Мы шли на юго-запад, а поэтому нашим взорам и объективам открывалось все больше освещенных стен лавры. Это настолько меняет ее вид, что палец совершенно самостоятельно постоянно жмет на спуск - оттого я нащелкал столько, что потом пришлось брать почти 2 недели тайм-аут, чтобы почистить лишние.

7 Ворота в монастырь расположены под маленькой отсюда малоприметной аркой на другой стороне монастыря - на фотографии это пара см вправо от большого черного купола. Чтобы туда попасть, как вы понимаете нужно совершить спуск-подъем.

9 Наш путь на спуске в кадр не попал, а поднимались по тропинке, которая огибает монастырь слева.

10 С этой точки можно отлично рассмотреть экстерьер Собора Благовещения Пресвятой Богородицы Ниже на плане он отмечен под номером 7. Занятное однонефное сооружение, в основании которого по замечанию монаха-экскурсовода (бывшего москвича) лежат камни, датируемые 5 веком.

12 Вот такой он целиком. Как видите, солнце на маршруте исчезло, на душе от этого погрустнело. Даже покапал дождик. Мы спустились к Кедрону. О там, что там течет вместо воды я вам рассказывать не буду. Это крайне печально. По этой причине внизу мы не задерживались.

13 Добрались до стен монастыря. Они защищены от воров и голубей такой "колючей проволокой"

14 Отсюда можно оценить путь, который прошли. Вон они там далеко на той стороне ущелья наши джипы.

15 Прогулка внутри монастыря была очень короткой. Внутрь зашли только мужчины, женщин не пускают. Нам показали центральную небольшую часть лавры - примерно то, что показано на схеме плана выше. Это часовня Саввы. Сам он в виде мощей лежит под стеклом в соборе Благовещения. Этот снимок я сделал из притвора собора.

17 В самом соборе снимать запрещено, но через него мы прошли на смотровую террасу. Панорамы с нее впечатляют не меньше самого монастыря.

19 По всем склонам ущелья разбросаны небольшие пещерки-кельи. Когда-то в монастыре и "пригородах" проживало до полутыщи монахов. Сейчас их всего 13 или 15, и все маленькие пещерки свободны для проживания. Кстати, из этого небольшого числа нынешних монахов - 2 русских, один молдаванин, один румын, остальные греки.

20 Взгляд вниз на Кедрон.

21 Монастырь все время строится-ремонтируется. Табличка указывающая на молодой возраст прогулочного балкона рядом со смотровой площадкой.

22 На стенах и лестницах монахи бережно хранят граффити прежних веков.

25 Вид от прохода к южным кельям.

27 Южные кельи.

29 На обратном пути нас ждал каприз погоды. Некоторое время накрапывал куриный дождик. А потом....

31 А потом всё-таки повезло! Пришлось нащелкать еще пару сотен кадров :)

42 Ущелье Кедрон.

46 К джипам я добрался последний, по дороге облаенный собачонкой, охранявшей мирно пасущегося ослика.

Ну что вам сказать? Я уже хочу туда снова.