Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Пит Мондриан - человек, фильм и мир.

Пару дней я нахожусь под впечатлением документального фильма о Пите Мондриане, на который случайно напоролся в сети на каком-то русском канале. Хочу с вами поделиться чувствами, так как творчество Пита люблю и очень часто показываю его работы студентам. Всегда считал, что Мондриан непревзойденный композитор плоскости, один из тех, кто оказал на архитектуру, типографику и дизайн большее влияние, чем тысячи и тысячи аутентичных профессионалов в этих сферах искусства. Представляю, какое количество моих коллег пытались подражать Мондриану, выполняя на первом курсе упражнения по композиции.

Личной жизнью Пита Мондриана, впрочем, как и других художников никогда не интересовался, особенно после отрезанного уха Ван Гога. Оказалось зря! Судя по фильму, его категорически законченные полотна - всего-навсего "планы, фасады и разрезы" того пространства, в котором он жил и работал. Стучащие линии и пятна его живописи - отражение ритмов его любимых джаза и буги-вуги.

Пита Мондриана принято считать одним из основателей абстрактной живописи. Сам он относил своё творчество к направлению, которое называл нео-пластицизм.

Для тех, кто мало знаком с "новой-пластикой" Мондриана, я выбрал эти четыре его квадрата. На мой взгляд они иллюстрируют трансформации его живописи от осознания смысла линии, пятна и цвета к пониманию взаимодействия двухмерного и трехмерного мира.

Хотя, как вы уже наверное поняли, о существовании трехмерных экспериментов Мондриана я раньше не догадывался, и вопрос о том, что такое Пит Мондриан в трех измерениях меня интересовал больше всего. Впрочем, не только меня и не только сейчас. Его современники - коллеги и друзья по группе Де Стиль оставили нам несколько потрясающих вариантов. Из них я особенно люблю дом, кресло и столик архитектора Геррита Ритфельда .


Кресло Ритфельда.


Дом Ритфельда.



Столик Ритфельда.

Пора возвращаться к фильму о Мондриане. Он стал возможен благодаря тому, что в амстердамской галерее Берлаге несколько лет назад восстановили интерьеры парижской квартиры и студии Мондриана. Восстановили тщательно и даже провели исследования оригинального лака, которым пользовался много лет назад сам Пит. Получилось совсем неплохо, на мой взгляд. Ниже вы видите оригинальные фотографии студии Мондриана 20-х годов прошлого века и несколько снимков, сделанных на экспозиции в Амстердаме.



Теперь

О ФИЛЬМЕ

По-русски он называется незамысловато "Пит Мондриан", в английском варианте - In Mondrian's Studio. 2010 год, Франция, режиссер: Франсуа Леви-Кюнц.

Сюжет: творчество, личность и музыкальные пристрастия Мондриана в Парижский и частично в Нью-Йорский период.

В Париж Мондриан переехал в 1912 году, поселился и организовал студию в доме номер 26 на Rue du Départ, что в районе Монпарнас. Студия для Мондриана была больше, чем просто место для занятий живописью. Авторы фильма утверждают, что он использовал её пространство, чтобы сформулировать свои взгляды на отношения между живописью и архитектурой в соответствии с правилами нео-пластицизма. Черный пол и белые стены образуют основной контраст. На стенах он рисует черные, желтые, красные и изредка синие прямоугольники. Мебель и все прочие предметы комнаты, выкрашенные в аналогичные цвета занимают точное, композиционно выверенное место. Его собственные живописные работы в миниатюре поддерживают линии и пятна композиции. Важное дополнение составляют три прямоугольных зеркала и два высоких мольберта - белый и черный. Примечательно, что их Мондриан не использовал по прямому назначению, а писал обычно на столе или на полу. Мольберт являлся для него просто композиционным элементом, черными линиями на фоне белой стены или белыми линиями на фоне черного пола.

Эти два кадра фильма наглядно демонстрируют описанную мною ситуацию, но в движении все воспринимается иначе. А потому смотрите фильм ниже.

Фильм онлайн :)




Или торрент для желающих, качайте!




МИРЫ ПИТА МОНДРИАНА

Это не что иное, как бесконечные попытки его последователей, подражателей и компиляторов спроецировать философию нео-пластицизма в современный предметный мир. В первую очередь, это интерьеры и их наполнение. Ну и девушки, как же без них.




Часы, мягкая табуретка и тачка аля Мондриан.



Бутерброд :)


Вкусности!


Просто гиф.


Шрифты в стиле Мондриана.


Что это за хрень, я так и не понял.

Кресло Ритфельда и коллекция мебели в стиле...


Современный интерьер в стиле...


Всякие разные женские штучки:

Для тела.




Для души.


Для частей тела.


Для кошелька.


Для всего сразу.



Всё!

Я устал грести по сусекам. Кому не хватило вот еще пара ссылок на миры Пита Мондриана: 1 + 2. + ...



ps. Указания на источники даны в виде ссылок к фотографиям.

Tags: 100, Из истории ХХ века, Искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →