Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Готика как признак взросления


Когда мы учились в институте и были молодыми самонадеянными балбесами, истинная архитектура представлялась нам исключительно в формах Миса, Корбюзье, Райта, Андо или даже Кука. Это все имена архитектурных светил прошлого века. Они казались нашим настоящим и будущим. Историю архитектуры учили избирательно - 20 век штудировали построчно, а все прочие столетия постольку-поскольку. Ну действительно, зачем зубрить парты римской классики, если она нам никогда не пригодится в будущей деятельности. О готике вообще ничего вспомнить не могу, она воспринималась ненужной древней средневековой ересью. Её не учили, не знали и поэтому немного побаивались.

С возрастом боязнь прошла, и появилось желание разобраться. Подозреваю, каждый это делал по-своему. Я, например, готику раздевал. Понимаю, что звучит интимно, но тем не менее расскажу о чем речь.

Например, стоим мы с вами перед боковым фасадом Йоркминстера. Смотрим на собор. Естественно он представляется нам многодельным и сложным для понимания. Вот тут-то весьма уместным оказывается раздевание - упрощение того, что мы с вами видим. Причем, если вы хотите разобраться с готикой, то лучше всего начать это изнутри. Давайте заберемся в интерьеры собора, и вы увидите, что ничего сложного в готике нет.




На мой взгляд, английская готика самая удобная для раздевания, она отностительно проста и очень геометрична. Давайте на некоторое время задержимся на этой фотографии, я поясню свою мысль. Видите много длинных круглых каменных цилиндров. У них разная толщина и конфигурация, и они плотно облепили конструкции собора. Попробуем мысленно все эти цилиндрики снять. С чем мы остались? Непонятно? Смотрите ниже!


Мы остались с голыми сводами. Не хочу вдаваться конструктивные премудрости, свод - это такой полукруглый потолок. Он должен стоять на двух стенках, как на рисунке слева. А, если соединить два свода пересечением под прямым углом, получиться так называемый крестовый свод. Как правило, он стоит на четырех столбах. Этот вариант мы видим справа.

Теперь соединяем в один ряд несколько крестовых сводов и получаем основу почти для любого готического сооружения.


Крестовый свод в действительности очень красив. Особенно, если смотреть на него снизу задрав голову. Между прочим сейчас мы можем вернуть на места все цилиндрики прямые и кривые, толстые и тонкие, те, которые мы ранее сняли со столбов и сводов. Большинство из цилиндриков на этой фотографии называются нервюрами.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что нервюры - не совсем цилиндры. В проблемных узлах пересечений они украшены скульптурными розетами.

Пучки нервюр касаются стены или столба, собираются вместе и спускаются вниз стройными круглыми пилястрами. Так выглядит центральный неф - главный проход собора.

Боковые нефы Йоркминстера несколько иные. Тут своды острее, чем в главном. Примерно так, как на картинке ниже. Эта форма более характерна для готики, а посему стрельчатые своды принято называть готическими.

Вот собственно и все. Теперь можно просто прогуляться по собору, полюбоваться на его своды-нервюры-пилястры. И не забудьте про знаменитые витражи этого здания, у некоторых из них даже есть личные имена. Я к фотографиям витражей в интерьере добавил их внешний вид, можно сопоставить контуры окон и представить, как они расположены снаружи.







Имена всех витражей я не помню, но это, например, "Пять Сестер" :)

На следующем снимке вид снизу на систему крестовых сводов средокрестия - пересечения главного нефа и трансепта - таким почти медицинским термином именуется поперечный неф, разрезающий собор в центре под углом 90 градусов.








Кстати сколько тут крестовых сводов?

Между прочим иногда в Йорминстере растет трава. Честное слово, это не фотошоп :)


Раздевать собор снаружи будем как-нибудь в следующий раз.


Архи-термины:

акант амфипростиль аркбутан архитрав Атеней балюстра бусы волюта гипотрахелион+1 дорический ордер ионик ионический ордер истинная арка каннелюра+1+2+3 крестовый свод кора кариатида капитель+1+2 колонна контрфорс кронштейн+1+2 консоль киматий каблучок лемех ложечка модульон нервюра+1 неф+1 ов облом пилястра+1 плинт полка пинакль простиль розетта сима слезник стиль стилус свод средокрестие трансепт фиал+1 четвертной вал эхин


Tags: 100, Англия - England, Архи-Сказки, Архи-Термины, Архи-Факты, Готика
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments
(поднимая руку) Тут четыре крестовых свода, сэр.
Ты наверное в школе был отличник?

3d_object

4 years ago

carmelist

4 years ago

3d_object

4 years ago

carmelist

4 years ago

isinda_bubuev

4 years ago

3d_object

4 years ago

isinda_bubuev

4 years ago

3d_object

4 years ago

isinda_bubuev

4 years ago

3d_object

4 years ago

carmelist

4 years ago

carmelist

4 years ago

3d_object

4 years ago

carmelist

4 years ago

3d_object

4 years ago

Хорошо раздел, мне понравилось сразу видно препода

А ходить-то по траве разрешают? что-то народу не видно
Не знаю, к моему приезду вся трава высохла )))
Йоркминстер - хуйня по сравнению с Винчестером ( Winchester ).
http://en.wikipedia.org/wiki/Winchester
Вот там дествительно крутА!
Suum cuique.

ingr

4 years ago

carmelist

4 years ago

ingr

4 years ago

carmelist

4 years ago

ingr

4 years ago

спасибо за витражи!
я помню, что просила. :)
Я помню, что ты помнишь :)

stop_by

4 years ago

carmelist

4 years ago

stop_by

4 years ago

carmelist

4 years ago

stop_by

4 years ago

carmelist

4 years ago

Ну? И чем это может помочь нонешнему студенту-архитектору? :)
По крайней мере не повредит ))

tatale

4 years ago

ingr

4 years ago

У многих готических соборов башни такие же "тупоголовые". Это-таки задумка или просто денег не хватило на островерхое окончание?
Знаешь, у меня есть предположение. что соборы никогда не проектировались целиком. Был проект нефов и трансепта, проект портала, проект фасадов (причем чаще всего боковые разные). Само-собой отдельно проект всех пристроек. Все проектировалось и строилось в разное время разными мастерами. И, вероятно, традиция. В той английской готике, которую я видел башни "тупые". Но не правило, в Оксфорде башня есть.
с травой очень круто!! и все остальное тоже ))
Только почему ты считаешь нервюры декорацией? Это не декорация, а конструктивные элементы, в готике вообще относительно мало декорации.
А где ты нашел это слово? Я упростил ситуацию, не более того.

3d_object

4 years ago

"Когда мы учились в институте и были молодыми самонадеянными балбесами, истинная архитектура представлялась нам исключительно в формах Миса, Корбюзье, Райта, Андо или даже Кука" =100+
:))

кстати, а как нынешние студенты...?
Им проще, они историю архитектуры изучают на натуре.

av_klement

4 years ago

talleros

October 4 2012, 17:54:21 UTC 4 years ago Edited:  October 4 2012, 17:56:23 UTC

Фотографии вообще улётные - в смысле головокружительные. Не оторвёшься. Миша, Вы вообще преподаватель отличный, прямо Шуази не надо открывать... Я бы в юные годы ходила бы на Ваши лекции:) Особенно с такими фотками.(Я любила готику всегда, умирала от таких сводов).
Так не было в наши годы таких фоток :)

talleros

4 years ago

Интересно, что разница всего пять лет, но нам истинная архитектура уже не представлялась исключительно в формах Миса, Корбюзье, Райта, Андо или даже Кука. Предпочтительно - но не исключительно. Мы уже были испорчены постмодернизмом, особенно на последних курсах. Уже были Мур, Вентури, Джонсон...
Смешно вспоминать. Я на Джонсона девушек снимал - начинал рассказывать, как тащусь от того, что Джонсон менял свои воззрения раз пять в течение жизни (он уже тогда был старым, а я, соответственно, молодым), - и когда у девушки углы рта начинали ползти вниз, а сама она удивленно раскрывала голубые глаза, мол, "с кем я связалась" - громко хохотал. И всё! :)
Да в 80-е начались перемены воззрений.

3d_object

4 years ago

carmelist

4 years ago

3d_object

4 years ago

sari_s

4 years ago

!!! יופי של פוסט
תודה!
Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в записи «Готика как признак взросления» в контексте: [...] ( Читать дальше... [...]
Английскую готику не спутаешь ни с чем. Как и Французскую, испанскую, и т.д., а при определенной эрудиции нетрудно различить и отдельные школы внутри страны. Так же и с барокко. С палладианством чуть сложнее. А вот в модернизме не определишь не только страну, но и полушарие. Так что, чем больше архитектурных излишеств, тем больше свободы для выражения творческой индивидуальности!
Это все было очень верно в эпохи малых скоростей. Сегодня любое местное излишество вмиг станет мировым достоянием. Глобализация-с! Тем не менее все еще возникают такие интроверты, как Йошкар-Ола.

a_pollaiolo

4 years ago

Очень интересно. Спасибо. Буду изучать.
Спасибо, рад, что вам пригодилось!
Пользователь tito0107 сослался на вашу запись в записи «Эволюция нервюрных сводов-1. Рождение » в контексте: [...] Источник [...]
Пользователь tito0107 сослался на вашу запись в записи «Эволюция нервюрных сводов-1. Рождение » в контексте: [...] Источник [...]
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Эволюция нервюрных сводов-1. Рождение » в контексте: [...] Источник [...]
спасибо, познавательно
меня готика всегда завораживала, без привязки к религии
Пользователь evan_gcrm сослался на вашу запись в своей записи «Эволюция нервюрных сводов. Часть №1 » в контексте: [...] Источник [...]