Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Готика как признак взросления


Когда мы учились в институте и были молодыми самонадеянными балбесами, истинная архитектура представлялась нам исключительно в формах Миса, Корбюзье, Райта, Андо или даже Кука. Это все имена архитектурных светил прошлого века. Они казались нашим настоящим и будущим. Историю архитектуры учили избирательно - 20 век штудировали построчно, а все прочие столетия постольку-поскольку. Ну действительно, зачем зубрить парты римской классики, если она нам никогда не пригодится в будущей деятельности. О готике вообще ничего вспомнить не могу, она воспринималась ненужной древней средневековой ересью. Её не учили, не знали и поэтому немного побаивались.

С возрастом боязнь прошла, и появилось желание разобраться. Подозреваю, каждый это делал по-своему. Я, например, готику раздевал. Понимаю, что звучит интимно, но тем не менее расскажу о чем речь.

Например, стоим мы с вами перед боковым фасадом Йоркминстера. Смотрим на собор. Естественно он представляется нам многодельным и сложным для понимания. Вот тут-то весьма уместным оказывается раздевание - упрощение того, что мы с вами видим. Причем, если вы хотите разобраться с готикой, то лучше всего начать это изнутри. Давайте заберемся в интерьеры собора, и вы увидите, что ничего сложного в готике нет.




На мой взгляд, английская готика самая удобная для раздевания, она отностительно проста и очень геометрична. Давайте на некоторое время задержимся на этой фотографии, я поясню свою мысль. Видите много длинных круглых каменных цилиндров. У них разная толщина и конфигурация, и они плотно облепили конструкции собора. Попробуем мысленно все эти цилиндрики снять. С чем мы остались? Непонятно? Смотрите ниже!


Мы остались с голыми сводами. Не хочу вдаваться конструктивные премудрости, свод - это такой полукруглый потолок. Он должен стоять на двух стенках, как на рисунке слева. А, если соединить два свода пересечением под прямым углом, получиться так называемый крестовый свод. Как правило, он стоит на четырех столбах. Этот вариант мы видим справа.

Теперь соединяем в один ряд несколько крестовых сводов и получаем основу почти для любого готического сооружения.


Крестовый свод в действительности очень красив. Особенно, если смотреть на него снизу задрав голову. Между прочим сейчас мы можем вернуть на места все цилиндрики прямые и кривые, толстые и тонкие, те, которые мы ранее сняли со столбов и сводов. Большинство из цилиндриков на этой фотографии называются нервюрами.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что нервюры - не совсем цилиндры. В проблемных узлах пересечений они украшены скульптурными розетами.

Пучки нервюр касаются стены или столба, собираются вместе и спускаются вниз стройными круглыми пилястрами. Так выглядит центральный неф - главный проход собора.

Боковые нефы Йоркминстера несколько иные. Тут своды острее, чем в главном. Примерно так, как на картинке ниже. Эта форма более характерна для готики, а посему стрельчатые своды принято называть готическими.

Вот собственно и все. Теперь можно просто прогуляться по собору, полюбоваться на его своды-нервюры-пилястры. И не забудьте про знаменитые витражи этого здания, у некоторых из них даже есть личные имена. Я к фотографиям витражей в интерьере добавил их внешний вид, можно сопоставить контуры окон и представить, как они расположены снаружи.







Имена всех витражей я не помню, но это, например, "Пять Сестер" :)

На следующем снимке вид снизу на систему крестовых сводов средокрестия - пересечения главного нефа и трансепта - таким почти медицинским термином именуется поперечный неф, разрезающий собор в центре под углом 90 градусов.








Кстати сколько тут крестовых сводов?

Между прочим иногда в Йорминстере растет трава. Честное слово, это не фотошоп :)


Раздевать собор снаружи будем как-нибудь в следующий раз.


Архи-термины:

акант амфипростиль аркбутан архитрав Атеней балюстра бусы волюта гипотрахелион+1 дорический ордер ионик ионический ордер истинная арка каннелюра+1+2+3 крестовый свод кора кариатида капитель+1+2 колонна контрфорс кронштейн+1+2 консоль киматий каблучок лемех ложечка модульон нервюра+1 неф+1 ов облом пилястра+1 плинт полка пинакль простиль розетта сима слезник стиль стилус свод средокрестие трансепт фиал+1 четвертной вал эхин


Tags: 100, Англия - England, Архи-Сказки, Архи-Термины, Архи-Факты, Готика
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments