Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Берлинская Академия художеств. Гюнтер Бениш & Co. 2005

***


Гюнтер Бениш умер в прошлом году в возрасте под девяносто. Кроме архитекторов, да и то не всех, его мало кто знает. Зато с его самым знаменитым сооружением знакомы очень многие, а израильтяне так просто все. Если вы еще не догадались, речь идет об авторе печально известного, но композиционно гениального мюнхенского стадиона, построенного к Олимпийским играм 1972 года. Гюнтер Бениш был одним тех немногих, кто всю жизнь ищет, и поэтому его архитектура весьма разнообразна, чаще всего спорна или даже крайне спорна, почти всегда вызывает яростные протесты или восхищения, но всегда наполнена смыслами, философиями, легендами. Вы можете в этом убедиться сами, если полистаете сайт офиса, который он создал и возглавлял всю свою жизнь.

Здание Берлинской Академии художеств на Парижской площади в непосредственной близости от Бранденбургских ворот, из последних им построенных. В девяностые и нулевые площадь пережила свою очередное перерождение, став одним из символов архимодного в современной Германии анти-тоталитаризма. Выразилось это в абсолютнейшем плюрализме архитектурных решений всего, что расположено на площади. Регламентировались только два фактора - высота (22 м) и материал фасадов - природный камень. Творцы новой площади пунктуально соблюли два этих правила, и даже флагман современной курвалюции Фрэнк Гери скромно запихнул свои кривульки в брутальную каменную решетку.

Градостроительными директивами возмутился только Бениш. И хотя он стоически выдержал требуемую высоту новой Академии, но категорически отказался одевать фасад в камень. Насколько я понимаю, после бурных и продолжительных перепалок с различными инстанциями, они (инстанции) сдались. В результате фасад со стороны Парижской площади превратился в огромное стеклянное окно, демонстрирующее urbi et orbi интригу ломающихся пространств, форм и света.


2
Однако всё по порядку :)


3
Слева направо: левый угол - Гюнтер Бениш (Академия художеств), Фрэнк Гери (Банк DZ), Moore Ruble Yudell (посольство США) и Карл Готтард Лангхансом (Бранденбургские ворота).


4
Подходя ближе исчезает эффект отторжения. Здание "списывается" с окружением.


5
Но стоит зайти внутрь, начинается подъем, как физический, так и духовный. (Не слишком пафосно?)


6
Пространство в буквальном смысле слова выворачивается с каждым следующим шагом.


7


8


9
На самом деле было бы не совсем точно говорить о новом здании Академии, поскольку Гюнтер де-факто включил в проект всё, что сохранилось на этом месте от прошлого века. А тут с 1907 года была Академия искусств, с 1937 года - резиденция Шпеера, ну а после войны - командный пункт погранвойск Восточной Германии. Планов покрупнее я не нашел, но и по этим можно себе представить описанную ситуацию.


10
Вот тут справа видны фрагменты старого здания Академии.


11
Лестница на верхние этажи оказалась закрыта на замок по случаю выходного дня. Соответствующие кнопки лифтов тоже блокированы.


12
Поэтому я удовлетворился панорамой из "главного окна" и вышел с противоположной стороны, чтобы оценить альтернативный фасад


13
Он оказался не менее скучен, чем главный, несмотря на суперграфику. Зато слева от него обнаружились окна от Гери, а на переднем плане архитектор Шмайя Царфатти.



Карта.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments