Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Gerasa VII. Энтазис Артемиды.



Фотография (с) Nesluch

Энтазис.

Может быть вы раньше не знали, но у Артемиды, как и у большинства женщин был энтазис. Полагаю, был он весьма привлекателен и проявлялся под туникой в средней части тела. Околонаучное определение: энтазис (от греч. éntasis - напряжение) - утолщение тела (ствола) колонны примерно в средней части. Если вас не устроило моё определение, можете полюбоваться на совсем научное из вики.







А теперь перейдем непосредственно к Артемиде, а точнее к её святилищу в античной Герасе. Видите на фотографии явно различимые припухлости на колонне, стоящей слева? Внизу и вверху она тоньше, чем в середине. Это и есть энтазис. Причем не совсем обычный энтазис, а, я бы сказал, почти обратный. Потому, что при обычном припухлость только в нижней части, а потом до самого верха одно сплошное утонение. Как тут. При настоящем обратном совсем наоборот, чем ниже, тем тоньше. Как тут. Поэтому - почти обратный.



Святилище Артемиды ранее в русской традиции почему-то называлось просто храмом Деметры. Так учили нас и так учили мы. Возможно это прозвучит странно, но мне оно всегда представлялось самым заурядным из всех сооружений античной Герасы. Когда-то, 2000 лет назад, это была огромная канонически симметричная композиция, 30 метров подъема и 300 метров в длину. И на современном плане Герасы она занимает центральное положение и отмечена номером 12. Хотя сегодня, прошу прощения за пафос, от былой роскоши остались только разрозненные живописные развалины. Если просто разглядывать их на фотографиях и даже в натуре, мало что понятно. Поэтому прежде всего я познакомлю вас с тем, каким святилище представляется его исследователям.



Подъем в святилище начинался на Священной Дороге, которая по мосту (в нижней части аэрофото) приводила к нижним пропилеям, формой больше напоминающим римские триумфальные арки. Оттуда собственно и начиналось неторопливое помпезное лестничное восхождение к храму Артемиды. Первый его колоннадный участок соединял нижние пропилеи с прямоугольным двором. Задача этого двора скорее всего была останавливать или замедлять движение. Для этого он вытянут перпендикулярно основной оси комплекса и подчеркнут двумя полукруглыми экседрами - затененными участками для сидения, где можно было перевести дух после первой стадии подъема. Вполне возможно, этот удивительный элемент говорит о том, что автор святилища был прекрасно знаком с работой Аполлодора Дамасского на форуме императора Траяна.

После двора с экседрами подъем пересекает Кардо Максимус - главная улица античной Герасы, ориентированная, как и принято, почти на север. На кардо четырехколонным композитным портиком выходит фасад главных пропилей. За пропилеями, если вы еще не устали, осталось одолеть всего 20 метров лестничных маршей и мы попадаем в гигантский перистильный двор, в центре которого расположена цель подъема - храм Артемиды.






По идее храм - вполне себе традиционный псевдопериптер. Правда это очень странная его разновидность с боковыми колоннадами, несколько отстоящими от стены целлы храма.



Вот собственно и всё. Теперь вы вполне готовы смотреть то, что я наснимал в Герасе без лишних объяснений. И не забывайте наслаждаться почти обратным энтазисом Артемиды :)


1. Кстати, наш хитроумный гид повел экскурсию сверху вниз, поэтому мы не испытали мучений подъема. Фотографии я расположил в том же порядке.


2. Главный портик храма. Вид через колонны перистильного двора.


2. Стилобат поднят на высоту более 3-х метров (сравните с ростом моих коллег рядом с ним).


3


4


5


6. Целла храма.


7


8. Вот теперь начинаем спускаться к пропилеям.


9


10.


11. Еще один марш и мы на кардо. Так выглядят пропилеи изнутри.


12. Это их фрагмент из портика.

Кликабельно - панорама длиной 3300 !
13 И, если помните, так сейчас выглядит их фронтон.


14. Выйдя из пропилей, слева по флангу я узрел мечту жизни и быстро умчался к ней навстречу, в расчете остальное наснимать попозже, но эта мысль не успела реализоваться, все торопились в Петру.

Мало, но ссылки:
http://www.centroscavitorino.it/en/progetti/giordania/jerash.html#
http://antikforever.com/Syrie-Palestine/decapole/jerash.htm

Предыдущие Герасы.

Архи-термины:

акант амфипростиль аркбутан архивольт архитрав Атеней балюстра бусы вал валик волюта гипотрахелион+1 дорический ордер замковый камень ионик ионический ордер истинная арка каннелюра+1+2+3 крестовый свод кора кариатида капитель+1+2 колонна контрфорс кронштейн+1+2 консоль киматий каблучок лемех ложечка ложная арка модульон нервюра+1 неф+1 ов облом пилястра+1 плинт полка пинакль простиль розетта сима скоция слезник стиль стилус свод средокрестие столб трансепт фиал+1 четвертной вал число каннелюр энтазис эхин


Tags: Античность, Архи-Термины, Архи-Факты, Гераса - Gerasa, Декаполис - Decapolis, Древность, Иордания - Jordan, Классика
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments