Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Альтернативная Барселона (часть вторая).

Ricardo Bofill  :  Taller de Arquitectura.

Photobucket
 

Все успели посмотреть на интерьеры Национального Дворца в Барселоне ?  Согласитесь, умели каталанцы когда-то делать классическую архитектуру не хуже итальянских возрожденцев. А сейчас разучились. Возьмем к примеру всем известного мэтра постмодернизма Рикардо Бофилла. Я отдаю себе отчет, что он отнюдь не классицист, но все его проекты, эксплуатирующие классическую тему отдают на мой взгляд  непониманием ордерной системы и, соответственно, неумением ею пользоваться. Возможно, я заблуждаюсь, и он тонко издевается над всем миром через призму якобы своего понимания классики. Ну да бог с ней! Его "классика" мне не по душе, а поэтому смотреть на нее мы не будем. У Бофилла вполне достаточно других интересных проектов, в результате которых мэтр стал в свое время знаменит на весь мир, и в том числе комплекс зданий его офиса в Барселоне - Taller de Arquitectura. Если вам захочется, будучи в Барсе, посмотреть на них, то сделать это крайне просто. Достаточно доехать до его когда-то знаменитого жилого комплекса "Вальден 7" на 157 автобусе, который следует туда от площади Испании. Слева от Вальдена торчит высоченная труба, которая и является основным ориентиром  офиса Бофилла. Посмотреть его снаружи можно в любое время, а  вот попасть внутрь - только по случаю. Мне повезло, а поэтому смотрите и вы.  

Но сначала краткий исторический экскурс. В 1973 году Рикардо Бофилл нашел на окраине Барселоны заброшенный с начала 20 века цементный завод, состоящий из более чем 30 элеваторов, подземных галерей и огромного машинного отделения. Эти живописные развалины он и превратил за два года  в головной офис Таллер де архитектура, макет которого вы видите на снимке ниже.



В наследство от старой фабрики Бофилл получил массу вяло упорядоченных полуразрушенных железобетонные конструкций с висящими в воздухе кусками арматуры, образующие огромные пустые почти хоральные пространства . На самом деле реконструкция фабрики и ее превращение в архитектурный офис свелись к очистке пространств от лишних объемов, частичной внутренней перестройке и очень тщательному неформальному благоустройству всего, что осталось вовне. Мне показалось, что Бофилл пытается показать, то ли свое отношение к новейшей "античности", то ли, как к ней будут относиться будущие поколения. Во всяком случае...





Во всяком случае это напоминает задрапированные плющем последствия атомной войны только частично. Судите сами.



И все же благодаря прошедшему дождику атмосфера в первом приближении показалась мне на редкость дружественной.

  
    

Вопросы вызывали только такие футуристические пластиковые пузыри, но, как оказалось впоследствие, они были вынужденными элементами благоустройства.



Надо сказать, что после всех сносов в комплексе Таллера осталось только восемь элеваторов, которые стали проектными отделами, макетной мастерской, архивом и библиотекой. Таким образом, несмотря на большой численный состав офиса, народ тут почти незаметен, так все сидят по своим углам. Наиболее интересным мне показался центральный объем с примыкающей к нему трубой, превращенной в "наблюдательный пост" (туда наверх я не попал, увы). "Собор"- такое название получило главное здание просто переполнен функциями. В нем Залы заседаний, совещаний, кухня и столовая, выставочные пространства. Тут же на галерее, с которой видно все (!) расположен личный офис Бофилла, а выше и его аппартаменты. 



      

Центральный зал по настоящему завораживает необычностью форм и контрастом материалов - состаренные  золотистой охрой и без того старые необработанные бетонные стены подчеркивают идеальный полированный дек. Огромное остекление почти незаметно и расширяет пространство зала в направлении "развалин".



В том, что все это не бутафорская декорация, мы убедились, прослушав лекцию Эдуардо - компаньона Рикардо.

        

Хотя лично я получил большее удовольствие, рассматривая эскизы и рисунки Бофилла, вывешенные даже на стенах столовой.

     

Не менее интересным, чем "Собор" оказались переоборудованные элеваторы, центральное ядро которых занимает "лестница в небо" - самая настоящая иллюстрация чаяний легендарных Цепеллинов :)  По ней можно подняться в "курилку" на крышу и полюбоваться оттуда видом на Вальден-7.

  

     

В "элеваторах" находятся проектные подразделения Таллера. Это, например, "русский отдел". На стенках - в основном Питер, а ....



...а на столе - Днепропетровск (деления на Россию, Украину и пр. быв. СССР нет).



Фотографии ниже  советую увеличить и рассмотреть. Подвальная часть первой башни - вотчина жены Бофилла, которая командует отделом графики. Её можно разглядеть на четвертом снимке. А на пятом - тот самый скайлайт, который освещает пространство подземелья.

       

Ну а теперь в святая святых. Тут работает сам мэтр.   



    
    
Фотографии © М.Лин, М.Цур

Дополнительное чтение по теме :)
http://www.bofill.com/
http://www.ricardobofill.com/
http://www.archi.ru/foreign/guide/architect_current.html?aid=184&fl=2&sl=1
Tags: 100, Альтернативная Барселона, Архи-Факты, Испания - Spain, Рикардо Бофилл - ricardo bofill
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments