Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

EXPO (часть первая)

Я не утверждаю, что каждый из нас, но большинство весьма и весьма любопытны. Поэтому мы читаем Азимова и смотрим фильмы Лукаса - крайне интересно узнать, какой будет наш мир после того, как мы уйдем ... Но не будем о грустном. Лучше поговорим об архитектурных прогнозах в их самом реальном аспекте . А такой существует и существовал даже 150 лет назад, и появился он благодаря Джосефу Пакстону и его Хрустальному Дворцу. С 1851 года Всемирные выставки (попросту ЭКСПО) явились, простите за банальность, полигоном новейших архитектурных идей. Не все ЭКСПО и не все их павильоны представляют интерес в качестве прокламации будущего архитектуры. Чаще всего тематика выставок резко ограничивает фантазию проектировщиков. Тем более привлекательными являются те выставки,  которые заявлялись, как прогноз развития цивилизации во всех сразу аспектах. Ближайшая такая выставка ожидает нас в 2010 году в Шанхае. В сети уже появились проекты её павильонов, и я естественно не мог упустить возможность взглянуть на то, что нас ждет в XXI веке.  Картинок оказалось много и хочу некоторыми из них с вами поделиться (текста будет минимум). Но начну я  аб ово - с ретроспекции и отмечу только те сооружения, которые явились знаковыми, как для выставки, так и для будущего архитектуры.

ХХ  в е к  н ач и н а е т с я




Первая Всемирная Выставка. Лондон 1851

Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года в лондонском Гайд-парке.  Первое полностью стеклянное большепролетное сооружение на основе металических конструкций. Предвосхитило даже смелые мечтания Жюля Верна.  К нашему счастью простояло до возникновения фотографии :) и сгорело в 1936 году.

Источники:
http://www.krugosvet.ru/articles/94/1009440/1009440a1.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/71/1007152/1007152a1.htm
http://www.arch.mcgill.ca/prof/sijpkes/arch304/D+C2004website/Website-2/page-1.html
http://expomuseum.com/architecture/
http://www.crystalpalacefoundation.org.uk/
http://www.victorianstation.com/palace.html
http://www.hberlioz.com/London/BL1851Exhibition.html



Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

 


 

Всемирная Выставка 1889 года в Париже

Эйфелева башня -символ ЭКСПО, самое знаковое сооружение 19 века, ставшее в глазах современников символом грядущего 20 века и так им и оставшееся.  Густав Эйфель - первый проектировщик, перевернувший систему архитектурных координат - архитектура, основанная на на новейших инженерных решениях может расти ввысь. Хорошо, что Корбюзье не реализовал план Вуазен и башня Эйфеля осталась единственной высотной доминантой древнего города :)


 

Всемирная Выставка в Барселоне. 1929
Павильон Германии. Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ - именно с этой выставки начинаются имена великих. Мис не искал сложные конструктивные решения. Он во всех смыслах просто построил декларацию нового пространства. Красоту декорированной ордером плоскости он заменил на чистоту натуральной поверхности камня, бетона и стекла. Замкнутость классических объемов сменилась вальяжной открытостью всех внутренних пространств. Это был протест Баухауза и его флаг. На мой взгляд сегодня это сооружение должно быть местом паломничества всех, кто хочет научиться понимать современную архитектуру. Я не оговорился, и через 80 лет это здание современнее многих и многих.





Всемирная выставка в Сиэтле. 1962

Космическая Игла. Архитектор Эдвард Карлсон.  ЭКСПО в Сиэтле было заявлено, как взгляд в 21 век. Что же там будет через 40 лет? Как казалось тогда - монорельс и башня. Снова башня, лавры Эйфеля... :) Не совсем. Другие конструкции, другие задачи и ... небольшое архитектурное надувательство, правда в пределах разумного. Лифтовой узел намеренно контрастный вычленял крайне тонкую вертикальную составляющую в доминирующий визуальный элемент. Образ этой "иглы" в 60-х-80-х определил взгляд на архитектуру 21 почти во всех известным мне фильмах о будущем.  

Источники:
http://www.spaceneedle.com/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81_%D0%9D%D0%B8%D0%B4%D0%BB
http://en.wikipedia.org/wiki/Space_Needle
http://seattletimes.nwsource.com/special/centennial/september/future.html






Всемирная выставка в Монреале.  1967
Бакминстер Фуллер. Геодезический купол - павильон США .Продолжается феерия металлоконструкций и стекла. Но и появляется и  плексиглас -  предвестник будущих композитов. Но даже не это главное! Принципиальным здесь является реализация мечтаний многих поколений архитекторов о чистой форме шара. А между делом Фуллер показал все невероятные возможности стержневых пространственных структур, ранее применявшихся в основном в авиастроении.


Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80,_%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80

http://www.arch.mcgill.ca/prof/sijpkes/arch304/D+C2004website/Website-2/page-1.html
http://www.archi.ru/foreign/guide/architect_present.html?aid=197&fl=2&sl=1
http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2007_22/print.html?pr=K41-60/k41
http://biosphere.ec.gc.ca/






Отто Фрай. Павильон Германии на всемирной выставке в Монреале  1967 года.
Фуллер оказался в Монреале не одинок. Здесь же засветилась еще одна звезда - Отто Фрай. Его сооружение ещё легче, чем шар и символизирует динамику современной архитектуры. Проще говоря, Фрай заявляет всем: "Архитектуру можно сшить!" И шьет огромные тентовые конструкции. Через тысячелетия после Моисея его походная Скиния получает заново официальную легитимацию в качестве Архитектуры.

Источники:
http://www.archi.ru/foreign/guide/architect_present.html?aid=197&fl=2&sl=1
http://www.arch.mcgill.ca/prof/sijpkes/arch304/D+C2004website/Website-2/page-1.html



Всемирная Выставка в Осаке. 1970

Пожалуй самая продуктивная с точки зрения архитектуры выставка в 20 веке. Мы, студенты 70-х, восхищались и "копировали" почти всем, что было там :) Начнем с того, что генплан делал САМ
Кензо Танге . Архитектура старалась выпрыгнуть из своих штанов всеми силами. Тут было изобилие форм, конструкций, текстур и цвета. Глядя на "птички" территории выставки ощущаешь явное дыхание внеземных цивилизаций. А разве это не есть наше будущее?

 
Источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/Expo_'70
http://www.expomuseum.com/1970/



Самым большим "надувательством" занимались японцы и американцы. Они попросту надули свои павильоны, обозначив тем самым всю бренность нашего архитектурного бытия. Но как надули!

Американский павильон.
Architects: Davis - Brody; deHarak, Chermayeff & Geismar (designers)
http://www.columbia.edu/cu/gsapp/BT/DOMES/OSAKA/osaka.html









Павильон группы «Фудзи» на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Ютака Мурата.
http://bse.sci-lib.com/particle019968.html

Павильон группы «Фудзи» (Осака, 1970 г.) 

Но и все прочие были явно не от мира сего (СССР не в счет).
http://homepage1.nifty.com/im/r3/p61/indexe.html

 
 

Площадь фестивалей и павильон Австралии

  

Канада и Япония.

  

и пр.

  



Международная выставка в Гановере. 2000. Последняя в 20 веке.

Ничего принципиального нового эта выставка не принесла. Даже экстравагантные формы венгерского павильона и Ангар Японии в исполнении тандема знаменитостей 20 века не вызвали ажиотаж. Мир напрягся в ожидании архитектурных сюрпризов 21 века :)

Источники:
http://www.forma.spb.ru/info/news/expo/009/main.shtml
http://www.expomuseum.com/2000/photos/

Павильон Венгрии


Павильон Японии на выставке ЭКСПО 2000 в Гановере. Шигеру Бана совместно с Отто Фраем.

 Современная архитектура павильон выставки Современная архитектура павильон выставки

Продолжение следует.



Tags: 100, Архи-Факты, За рубежами, ЭКСПО
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments