Michael Lin (carmelist) wrote,
Michael Lin
carmelist

Я планов наших...


По рекомендации уважаемого archimaxа - новое добавление в раздел "Архазмы" - Интеллектуальный центр МГУ – фундаментальная библиотека. Поверьте, я библиотеки коллекционирую не специально. Видимо тема настолько продуктивна, что позволяет отличиться не только белорусским или косовским зодчим. Правда этот пример скорее всего для многих окажется не нов. Бывший (или все еще нет?) российский президент торжественно открыл его еще в 2005-м, и с тех пор только ленивый (как я) по нему не "прошелся". Поэтому ограничусь только мнением о том, что я вижу на  выуженных из сети снимках. А об остальном - несколько  цитат от Николая Малинина (ГОДЗИЛЛА ЗНАНИЙ. "Проект Россия", № 35 ) и Григория Ревзина (СУНДУК ДУХА. "Коммерсант", 26.01.2005 ).


...урбанистика
Здание стоит точно на оси высотки МГУ, композиция – трехчастная, симметричная, с выраженным центром и флигелями, образующими парадный двор, где сидит Шувалов работы Церетели. Налицо жесткий регламент классицизма. (Николай Малинин)

Ладно бы только классицизм, не так уж он и плох в качестве средства облегчающего ориентирование в городском пространстве. Но тут явно просматривается "классицизм" русской усадьбы объединенный с лучшими принципами советского землерасточительного градостроительства. Причем объем не способен удержать доверенные ему громадные площади несмотря на склонившиеся в поклоне поддерживающие его полуциркульные сооружения.  Да и большими они кажутся только на первый взгляд. На  самом деле все эти газоны-бульвары остаются где-то позади, а здание библиотеки плотно прижато к  Ломоносовскому проспекту, который как бы в проекте игнорируется. Представляю, что последует далее: многомерная система подземных переходов и площадей. Это снова издержки советского градостроительства - отправить под землю людей, а не машины.


...фасады
Больше всего здание похоже на обком брежневских времен. Светленький керамогранит, желтизна тонированных стекол, бронзовая слизь блямбы наверху. Грузные короба объемов, узкие полосы окон и прилепленный на стеклянную плоскость мраморный портик. Удивительно насколько тектоника здания (тяжелый верх, давящий на стеклянный низ) соответствует канонам "культуры 2" - застойной, расплывающейся, подавляющей. Единственная аналогия из современности – президентский дворец Туркменбаши.  (Николай Малинин)
...Здание стоит на главной оси МГУ, можно сказать, в него прямо упирается эта ось, и на ней сидит Иван Иванович Шувалов, основатель университета, ранее символически задвинутый фигурой Ломоносова при помощи советской власти, а теперь опять выдвинутый. А за ним стоит само величественное здание. Оно похоже?
Нет, это даже и не скажешь, на что оно похоже. Ну, представьте себе сундук. Прямоугольный, немного приземистый, уверенный в себе сундук. А теперь мысленно поставьте на него второй сундук, но не такой же, а примерно на одну треть шире, так, чтобы со всех сторон первого сундука немного свисало. Первый сундук стеклянный, легкий, прозрачный, только по углам гранит, а второй, который с него свисает,– тяжелый, целиком гранитный, и гранитные углы первого как бы ножки для второго. Представили? Вот, а теперь все то же самое, только в тысячу раз прекраснее. Это и будет новая библиотека МГУ.
...Перед авторами комплекса стояла сложная задача – соединить все самое прогрессивное, что у нас связано с гордым именем МГУ, со всем традиционным, что тоже у нас с ним же и связано. И они с этой задачей прекрасно справились. Первый сундук из стекла отражает прогресс, дух нового, студенческие дерзания, полет и даже где-то Космос. При этом к нему, прямо к стеклу, приклеен портик из гранита. Он выглядит прямо по-настоящему приклеенным, он такой тоненький, худенький, будто из пластика. Это отражает, так сказать, круг интересов студенчества. А что касается верхнего, гранитного сундука, то здесь, напротив, использовано все самое престижное, самое дорогое, что было в нашей архитектуре в брежневское время. Здание облицовано плиткой, и выглядит оно будто кафелем обделали, но только подгранитным. Представляете, полированный подгранитный кафель? Причем в два цвета – серый и коричневатый. А по общему рисунку совсем напоминает брежневскую архитектуру – скажем, комплекс Академии наук на Ленинском или даже Дом прессы на Зубовском. Да что там говорить, хороший позднебрежневский обком напоминает! Вот как хорошо!
(Григорий Ревзин)

Не добавить, не убавить :)

...интерьер
...еще один тоталитарный мир: московское метро. Снова мрамор, колонны, пилоны, арки, сиянье надраенного пола, фальшивая бронза светильников и церетелевские рельефы на стенах. Дикое количество пустых пространств: парадные фойе, длинные коридоры, громадные атриумы. Разница в том, что в метро все это рассчитано на динамично движущуюся толпу, а тут единица измерения пространства – философски настроенный одиночка. Которого вся эта мраморная безвкусица будет давить как Годзилла хомячка... И совершенно логично, что когда дело доходит до прагматики, то мы обнаруживаем весьма скромные залы, где столики сблокированы по четыре парты, а крошечные перегородки между ними только намекают на необходимую изолированность.  (Николай Малинин)

...А интерьер! Боже, как прекрасен интерьер! Я даже не говорю о гранитных полах и мраморных столбах, которые прямо лоснятся от богатства, будто их натерли чем-то жидким. Тут другое важно. Понимаете, вот идет, скажем, мраморная стена, а к ней привинчен светильник о трех лампочках в форме свечечек! А сам светильник с узорами, подбронзовая штамповка. У нас в универмаг, помнится, завезли такие в 78-м году. И все крючочки, ручечки, замочные скважины тоже обделаны этой подбронзовой штамповочкой. Понимаете, это важно, чтобы профессор МГУ, приходя в библиотеку, чувствовал себя как дома. И он чувствует как дома, когда был еще перспективным доцентом и как раз все такое в универмаге и закупал.
(Григорий Ревзин)

18:00

Фундаментальная библиотека МГУ. Вид изподземного перехода.

Аффтары:
Институт общественных зданий Госстроя России
Архитекторы: Александр Кузьмин, Юрий Григорьев, Глеб Цытович (ГАП), Светлана Вельямидова, Светлана Бурмистрова, Елизавета Решетняк, Виктор Панов.
Конструкторы: Виктор Королев, Сергей Соколов
Главный инженер: Анатолий Афанасьев
Генподрядчик: «СУ-155»
Заказчик: Правительство Москвы
1988 - 2005

Приведенные цитаты обнаружены гуглом глубоко в архиве, на сайте их уже увы нет. Впрочем и самого сайта тоже - нечего крамолу распространять.
Для тех, кому не хватило информации :
картинки в день открытия,  полная версия статьи Ревзина, а также "о громадье наших планов".

Tags: Архазмы, Россия - russia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments